С 2019 года тема креативных индустрий пользуется большим интересом со стороны государственного сектора страны. Год за годом министерства и акиматы городов созывают рабочие группы и советы по креативным индустриям для сбора экспертных рекомендаций. За это время прозвучало немало громких заявлений, однако существенных шагов для развития креативных индустрий в Казахстане сделано не было.
Государство так и не задало адекватную законодательную рамку: не дало четкого определения креативной экономике, не зафиксировало исчерпывающий перечень креативных индустрий и видов экономической деятельности (ОКЭДы), отвечающих реальному состоянию рынка.
Несмотря на проведение многочисленных экспертных консультаций для представителей уполномоченных управлений, мы не видим внятного и измеряемого плана развития креативной экономики в стране. Более того мы наблюдаем, как государство выделяет огромные финансовые средства на проведение мероприятий, которые не только не способствуют развитию креативных индустрий, но и дискредитируют экспертизу, накопленную в этой области.
Создавая Альянс, мы выступаем против распространения популистского взгляда на креативную экономику, монополизации этого направления государством, систематического присвоения государственными органами чужих идей, организации псевдо-профессиональных тематических инициатив и финансирования сомнительных программ по развитию креативных индустрий.
Мы, Альянс Креативных Индустрий, придерживаемся классического определения креативных индустрий: "это индустрии, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык и талант, и которые несут в себе потенциал для формирования капитала и создания рабочих мест п
утем создания и использования объектов интеллектуальной собственности". (Документ по картированию креативных индустрий / Creative Industries Mapping Document, DCMS, UK (1998)
Мы, Альянс Креативных Индустрий, представляем 13 креативных индустрий согласно международной классификации и стремимся к включению их в законодательно закрепленный перечень креативных секторов:
- Кино-, видео-, анимация, фотография, VR, AR
- Новые цифровые медиа, х да(включая подкасты) и телевидение (включая видеоблоги)
- Исполнительские искусства: театр, танец
- Музыка, концертная деятельность, фестивали
- Литература, издательское дело
- Архитектура, урбанистика
- Все виды дизайна
- Мода (дизайн одежды)
- Маркетинг и реклама
- Ремесла и прикладные искусства
- Рынок предметов искусства и антиквариата
- IT и разработка программного обеспечения
- Мультимедиа (компьютерные и видеоигры, киберспорт).
Учитывая сложный междисциплинарный характер креативных объединений, мы также выступаем за включение
новых секторов в категорию креативных индустрий:
- Индустрия развлечений, организация культурных мероприятий
- Кураторская деятельность (современное искусство)
- Создание и управление креативными кластерами, выставочными пространствами и хабами
- Исследования в области креативной экономики
- Неформальное предпринимательское образование в области креативных индустрий
Мы, Альянс Креативных Индустрий, убеждены, что для успешного развития креативных индустрий в Казахстане необходима грамотная законодательная база с четким определением креативной экономики, креативных индустрий и специфических характеристик, отличающих эти индустрии от других секторов экономики (см. классическое определение). Это позволит усовершенствовать систему статистического учета и анализа данных, адекватно оценить потенциал каждой из индустрий, скорректировать налоговый статус агентов, адаптировать учебные программы под реальные запросы рынка труда. Именно в этом направлении мы ожидаем проактивности со стороны государственных органов.
Для развития креативного предпринимательства – двигателя креативной экономики – мы видим приоритетными следующие направления:
- создание, реновация, передача в частное управление многочисленных кластеров и хабов (зданий, жесткой инфраструктуры, находящейся на балансе городских акиматов, в центре городов, а не на их периферии)
- повышение предпринимательской грамотности в вопросах создания и управления нематериальными активами
- доступ к инвестициям
На этих тактических задачах Альянс сконцентрируется в ближайшие 3 года.